То, как ребенок самостоятельно постигает
родной язык (языки), остается одним из интереснейших и загадочных
вопросов, волнующих психологов, лингвистов и нейрофизиологов. И
исследователей, и внимательных родителей интересует, как именно
маленький ребенок, имеющий минимальные представления о мире, учится
различать и выговаривать звуки, как он представляет себе значения слов,
которые слышит или которые сам употребляет, каким образом он учится
употреблять слова в нужной форме, как он строит и понимает предложения…
Чтобы добраться до истины и узнать как можно больше об этом процессе,
учеными разрабатываются многочисленные эксперименты, ведутся дневники
наблюдений за малышами, куда записываются слова ребенка и описываются
ситуации, в которых они были произнесены (в России, насколько известно,
первым такой научный дневник в 1920-х годах вел известный лингвист
А. Н. Гвоздев, наблюдая за развитием речи своего сына Жени1), сейчас широко используются аудио- и видеозаписи.
При этом онтолингвистов (специалистов в
области детского языка и детской речи) интересуют и более общие и еще
более интересные вопросы, касающиеся человеческого языка, например, что
общего между процессом приобретения языка ребенком и процессом развития
человеческого языка. Другими словами, через исследование детского языка
исследователи пытаются приблизиться к пониманию тайны рождения
человеческого языка. Читать весь материал.
|